ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ (ОР)
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
Понятие организационной культуры включает
следующие основные элементы:
1. Внутренние ценности организации
2. Философия организация, представляемая вовне
3. Традиции организации, ритуалы
4. Правила и нормы поведения
5. Стиль управления
6. Микроклимат, характер взаимоотношений
Организационная культура существует
в любой организации и формируется либо стихийно, либо специальным
образом. Стихийно организационная культура формируется как реакция
на проблемные ситуации (внутри и вовне организации), что позволяет
организации адаптироваться к изменившимся условиям и достигать своих
целей. Такими проблемными ситуациями могут быть:
- необходимость создания общего языка, единой терминологии внутри
организации, облегчающей процесс работы;
- установление норм, регулирующих неформальные отношения между членами
организации (в том числе между сотрудниками разного пола);
- выработка оценок, устанавливающих, что в поведении желательно, а
что нет;
- механизм наделение (или лишения) власти и прав, закрепление определенного
статуса;
- необходимость выработки и достижения целей;
- выбор методов достижения целей и др.
Факторы, которые определяют формирование
организационной культуры, можно разделить на основные и вспомогательные.
Основные факторы:
1. Точки концентрации внимания высшего руководства - то на что постоянно
обращают внимание, о чем часто говорят как о важном.
2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации.
3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей.
4. Критериальная база поощрения сотрудников: по каким критериям проходит
поощрение сотрудников.
5. Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения
из организации.
Дополнительные факторы:
1. Структура организации.
2. Система передачи информации, организационные правила и процедуры.
3. Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается
организация.
4. Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую
роль в жизни организации.
5. Формализованные положения о философии и смысле существовании организации.
6. Неформальное лидерство в организации.
Работа консультанта заключается в оценке существующей ситуации,
выработке рекомендации и сопровождении необходимых нововведений. Работа
по формированию и поддержанию организационной культуры является наиболее
слабоструктурированной в деятельности консультанта.
Наиболее часто потребность в специальной работе по формированию организационной
культуры возникает при крупных структурных преобразованиях в организации,
особенно больших слияниях. В этом случае сталкиваются две (и более)
независимо сформированных и устойчивых организационных культур, что
может вызвать серьезные затруднения в функционировании организации.
Особенно трудно "сращиваются" устоявшиеся ценности, нормы и правила
поведения. Также иногда заново необходимо вводить "внутренний язык" организации. Поэтому данные процессы нельзя пускать на самотек, действия
должны быть тщательно спланированы и носить систематический характер.
Также трудности в организации могут возникнуть, если формированием
организационной культуры никто специально не занимался, не придавал
этому значения. Особенно ситуация может быть усугублена, если в организации
не поставлена система управления персоналом. В таком случае персонал
подобрался случайно, специальных мероприятий по его развитию не проводится
и организационная общность может не сформироваться, что ведет к отсутствию
эффективного командного взаимодействия.
Набор консультативных действий при работе над формированием организационной
культурой - оценка и анализ существующей организационной культуры,
выработка предложений; организация (или помощь в разработке и проведении)
специальных командообразующих мероприятий (день фирмы, конкурсы лучшего
по профессии, семинары, конференции, праздники и т.д.); специальное
обучение, направленное на помощь в разработке мероприятий по формированию
организационной культуры; выявление и анализ ценностей организации;
работа по корректировке стиля управления; помощь во внедрении необходимых
правил и норм; последующий мониторинг состояния организационной культуры
и др.