О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИЛИ РУКОВОДИТЕЛЬ
Скриптунова Е.
"Ведомости", 09.12.2002.

Не так давно я беседовала с очень интересным человеком - на его счету много начинаний, несколько изобретений. Сейчас он хочет создать компанию для реализации разработанной им недавно методики. Однако понимает, что не сможет всегда руководить бизнесом. С другой стороны, как отдать свое детище в чужие руки? Сможет ли кто-то другой реализовать задуманное? И если все-таки отдавать, то когда?

Ответы на эти вопросы зависят от двух моментов. Первое: к какому типу относится создатель компании - предпринимателя или управленца. И второе: какова роль руководителя организации на каждом из этапов ее развития, когда руководителю можно и нужно быть предпринимателем.

Вы, скорее всего, предприниматель, если: вам нравится генерировать идеи, создавать новые продукты, вы быстро загораетесь новыми идеями; вы тонко чувствуете изменение ситуации, риск доставляет вам удовольствие; вам случалось как одерживать крупные победы, так и терпеть крупные поражения; вам скучно каждый день ходить на работу и выполнять одни и те же функции; даже если вы до сих пор работаете в таком режиме, вы стремитесь браться за новые задачи; сделав что-то один раз, вы теряете к этому интерес; вам нравятся быстрые решения, вы стремитесь создать что-то глобальное и как можно быстрее.

Вы управленец, если: вам нравится создавать и отлаживать системы и технологии, совершенствовать процессы; вы умеете оценивать ситуацию и искать пути ее совершенствования, вам нравится доводить все до ума; вы не устаете повторять одно и то же подчиненным и искреннее радуетесь, когда они начинают понимать и делать то, что нужно; вам нравится каждый день наблюдать небольшие изменения к лучшему, вы способны долгое время работать над одним и тем же, постепенно поднимая планку все выше и выше; вы не ждете, что все будет работать само собой, вы понимаете, как важен постоянный контроль.

Создатель бизнеса, который относится к типу предпринимателя, как руководитель часто оказывается несостоятельным - просто ему скучно каждый день заниматься рутинной, с его точки зрения, работой: планировать, контролировать, работать с цифрами, с людьми и т. д. Гораздо интереснее что-то придумать и создать. Поэтому часто предприятие, руководимое предпринимателем, испытывает большие сложности: неразбериха, авралы, текучка и т. д.

Бизнесмену-предпринимателю важно понять и принять, что он не сможет всегда эффективно руководить своей компанией и со временем ему придется подыскать хорошего управляющего. Далее нужно определить момент, когда пора передавать управление. Для этого необходимо разобраться в том, какую роль играет руководитель на каждом из этапов развития компании.

Любая организация проходит в своем развитии следующие этапы: создание и самоидентификация; "семейная" стадия, стадия регламентации, стадия устойчивого развития, стадия расширения. Если на первом этапе участие создателя бизнеса в процессе, на наш взгляд, необходимо, то позже это может помешать.

На этапе создания организации от руководителя требуются не только интуиция, способность начать с нуля, решительность, но и полная самоотдача. Первый год в жизни организации самый сложный: нужно заявить о себе, создать определенный имидж, выйти на положительную рентабельность, сформировать клиентскую базу и при этом создать работоспособную команду. Все это требует огромного напряжения, работы в режиме постоянного аврала. Предприятие занимает все силы и время руководителя. А ведь его задача еще быть лидером, заряжать энергией и вселять в людей веру в победу. Конечно, лучше всех с этим справится создатель организации. Поэтому мы не рекомендуем предпринимателям передавать управление своей компании управленцам сразу же. Только создатель способен вдохнуть в организацию жизнь, наполнить ее теми ценностями и принципами, которые он исповедует, создать лицо организации.

Пример. Предприниматель решил реализовать очередную идею. Времени на ее реализацию катастрофически не хватало - в работе было уже четыре проекта. Поэтому он принял решение пригласить наемного менеджера. Изложив свою идею и обеспечив финансирование, предприниматель занялся более срочными делами. Через некоторое время он обнаружил, что управляющий создал компанию совершенно иного профиля. Основная идея заключалась в предоставлении принципиально новой услуги на рынке строительства. Но управляющий не понял задумки и построил компанию, ничем не отличающуюся от других в этой отрасли. Более того, он создал атмосферу, которая противоречила принципам предпринимателя: все сотрудники получали стабильный оклад, ценили стабильность, не стремились к активному привлечению клиентов. В итоге предпринимателю пришлось бросить все дела и исправлять ситуацию. Просто закрыть проект уже не было возможности: вложили большие ресурсы, и необходимо было, чтобы они начали приносить результат.

Конечно, этого бы не произошло, если бы основатель бизнеса внимательнее отнесся к выбору директора, постановке перед ним задачи, проработке критериев оценки, формированию корпоративных ценностей. Но на это не было времени.



 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru