|
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
ИЛИ РУКОВОДИТЕЛЬ
Скриптунова Е.
"Ведомости", 09.12.2002.
Не так давно я беседовала с очень интересным человеком
- на его счету много начинаний, несколько изобретений. Сейчас он
хочет создать компанию для реализации разработанной им недавно методики.
Однако понимает, что не сможет всегда руководить бизнесом. С другой
стороны, как отдать свое детище в чужие руки? Сможет ли кто-то другой
реализовать задуманное? И если все-таки отдавать, то когда?
Ответы на эти вопросы зависят от двух моментов.
Первое: к какому типу относится создатель компании - предпринимателя
или управленца. И второе: какова роль руководителя организации на
каждом из этапов ее развития, когда руководителю можно и нужно быть
предпринимателем.
Вы, скорее всего, предприниматель, если: вам нравится
генерировать идеи, создавать новые продукты, вы быстро загораетесь
новыми идеями; вы тонко чувствуете изменение ситуации, риск доставляет
вам удовольствие; вам случалось как одерживать крупные победы, так
и терпеть крупные поражения; вам скучно каждый день ходить на работу
и выполнять одни и те же функции; даже если вы до сих пор работаете
в таком режиме, вы стремитесь браться за новые задачи; сделав что-то
один раз, вы теряете к этому интерес; вам нравятся быстрые решения,
вы стремитесь создать что-то глобальное и как можно быстрее.
Вы управленец, если: вам нравится создавать и
отлаживать системы и технологии, совершенствовать процессы; вы умеете
оценивать ситуацию и искать пути ее совершенствования, вам нравится
доводить все до ума; вы не устаете повторять одно и то же подчиненным
и искреннее радуетесь, когда они начинают понимать и делать то,
что нужно; вам нравится каждый день наблюдать небольшие изменения
к лучшему, вы способны долгое время работать над одним и тем же,
постепенно поднимая планку все выше и выше; вы не ждете, что все
будет работать само собой, вы понимаете, как важен постоянный контроль.
Создатель бизнеса, который относится к типу предпринимателя,
как руководитель часто оказывается несостоятельным - просто ему
скучно каждый день заниматься рутинной, с его точки зрения, работой:
планировать, контролировать, работать с цифрами, с людьми и т. д.
Гораздо интереснее что-то придумать и создать. Поэтому часто предприятие,
руководимое предпринимателем, испытывает большие сложности: неразбериха,
авралы, текучка и т. д.
Бизнесмену-предпринимателю важно понять и принять,
что он не сможет всегда эффективно руководить своей компанией и
со временем ему придется подыскать хорошего управляющего. Далее
нужно определить момент, когда пора передавать управление. Для этого
необходимо разобраться в том, какую роль играет руководитель на
каждом из этапов развития компании.
Любая организация проходит в своем развитии следующие
этапы: создание и самоидентификация; "семейная" стадия,
стадия регламентации, стадия устойчивого развития, стадия расширения.
Если на первом этапе участие создателя бизнеса в процессе, на наш
взгляд, необходимо, то позже это может помешать.
На этапе создания организации от руководителя
требуются не только интуиция, способность начать с нуля, решительность,
но и полная самоотдача. Первый год в жизни организации самый сложный:
нужно заявить о себе, создать определенный имидж, выйти на положительную
рентабельность, сформировать клиентскую базу и при этом создать
работоспособную команду. Все это требует огромного напряжения, работы
в режиме постоянного аврала. Предприятие занимает все силы и время
руководителя. А ведь его задача еще быть лидером, заряжать энергией
и вселять в людей веру в победу. Конечно, лучше всех с этим справится
создатель организации. Поэтому мы не рекомендуем предпринимателям
передавать управление своей компании управленцам сразу же. Только
создатель способен вдохнуть в организацию жизнь, наполнить ее теми
ценностями и принципами, которые он исповедует, создать лицо организации.
Пример. Предприниматель решил реализовать очередную
идею. Времени на ее реализацию катастрофически не хватало - в работе
было уже четыре проекта. Поэтому он принял решение пригласить наемного
менеджера. Изложив свою идею и обеспечив финансирование, предприниматель
занялся более срочными делами. Через некоторое время он обнаружил,
что управляющий создал компанию совершенно иного профиля. Основная
идея заключалась в предоставлении принципиально новой услуги на
рынке строительства. Но управляющий не понял задумки и построил
компанию, ничем не отличающуюся от других в этой отрасли. Более
того, он создал атмосферу, которая противоречила принципам предпринимателя:
все сотрудники получали стабильный оклад, ценили стабильность, не
стремились к активному привлечению клиентов. В итоге предпринимателю
пришлось бросить все дела и исправлять ситуацию. Просто закрыть
проект уже не было возможности: вложили большие ресурсы, и необходимо
было, чтобы они начали приносить результат.
Конечно, этого бы не произошло, если бы основатель
бизнеса внимательнее отнесся к выбору директора, постановке перед
ним задачи, проработке критериев оценки, формированию корпоративных
ценностей. Но на это не было времени.
|
|