О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»
ОЦЕНКА ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
РАСЧЕТ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ.

Скриптунова Е.А.
"Ателье", №5,6, 2003
.

Данная статья открывает цикл статей об экономике предприятия, который подготовлен специально для руководителей организаций. И все рассматриваемые понятия - важны, главным образом, как инструменты управления, для принятия управленческих решений.

Для того, чтобы принимать верные управленческие решения руководителям необходимо, прежде всего, владеть информацией. На предприятиях традиционно ведется бухгалтерский учет, однако информации данного учета может быть недостаточно для руководителя. Ведение управленческого учета у нас в стране до сих пор не является обязательным требованием, однако те предприятия, которые внедрили у себя систему управленческого учета уже получили дополнительное конкурентное преимущество -принимаемые решения стали более обоснованными и взвешенными, они основаны не только на интуиции, но и на количественных финансовых показателях деятельности.
К тому же, довольно часто бухгалтерская отчетность не отражает реального положения дел. Поэтому параллельно бухгалтерскому учету целесообразно вести управленческий учет. Основное отличие этих видов учета - это предназначение и направленность. Бухучет ведется для предоставления данных вовне и учитывает он данные прошлых периодов, то есть отражает фактическую деятельность постфактум. Управленческий учет необходим для внутреннего пользования, для принятия управленческих решений и сфокусирован в большей мере на будущем - для планирования, прогнозирования и улучшения финансовых показателей деятельности предприятия.
Только основываясь на данных управленческого учета возможно реально оценить эффективность бизнеса.

Введем несколько базовых понятий.

Выручка от реализации - доход компании от реализации продукции в стоимостном выражении. Выручка от реализации равна объему реализации в натуральном выражении умноженному на цену единицы продукции.

Себестоимость продукции - затраты на производство и реализацию продукции, сумма переменных и постоянных расходов.

Маржинальный доход - выручка от реализации за вычетом переменных расходов

Операционная прибыль - выручка от реализации за вычетом себестоимости

Чистая прибыль - операционная прибыль за вычетом налогов и прочих расходов

Активы - любое имущество или права, которые для их владельца выражаются деньгами (основные производственные средства, запасы (сырье, материалы, незавершенная продукция, готовая продукция), дебиторская задолженность, краткосрочные кредиты, прочие активы)

Основная базовая экономическая формула состоит в том, что прибыль предприятия равна всем доходам за вычетом всех расходов.
Соответственно, чтобы максимизировать прибыль предприятия необходимо с одной стороны, максимизировать доходы, с другой стороны минимизировать расходы. И если учет доходов, как правило, не вызывает значительных трудностей, то правильно учесть все расходы бывает сложно. К тому же, для целей сокращения расходов очень важно понять их структуру и выявить резервные зоны - те статьи затрат, которые имеют резервы для сокращения.

Второй важный аспект управленческого учета и финансового анализа заключается в том, что данные для принятия управленческих решений можно получить, только рассматривая любой показатель в динамике. Соответственно, любое ухудшение показателя относительно прошлых периодов должно привести к детальному анализу причин сложившей ситуации и целенаправленному воздействия на те факторы, которые привели к ухудшению. Не менее важно понимать и причины улучшений, чтобы закреплять успех и использовать его в будущем.

Для оценки эффективности бизнеса можно пользоваться различными показателями. Рассмотрим основные из них.

Рентабельность активов - рентабельность продаж, умноженная на оборачиваемость активов. Либо операционная прибыль, деленная на сумму активов.
Рентабельность активов - это комплексный показатель, позволяющий оценить результаты деятельности предприятия. Анализируя составляющие данного коэффициента можно оценить различные стороны работы предприятия и принять необходимые меры.

Рентабельность продаж - это доля операционной прибыли в выручке от реализации.
Значения рентабельности продаж сильно различаются в зависимости от отрасли, масштаба производства, технологического уровня.

Например, в Европе средняя рентабельность продаж в легкой промышленности составляет 10 - 20%, в США и Японии этот показатель по легкой промышленности ниже - 5 - 8%. А по торговле рентабельность продаж в большинстве развитых стран находится на уровне 4 - 7 %. В России на сегодняшний день мы имеем противоположную картину. Рентабельность продаж в торговле пока еще значительно выше, чем в легкой промышленности, дона наблюдается устойчивая тенденция к ее снижению.

Если мы хотим повысить рентабельность продаж, то нам необходимо либо снизить себестоимость (для чего провести ее детальный анализ, о чем пойдет речь ниже), либо повысить объем продаж (для чего в большей мере годятся инструменты маркетинга, что заслуживает обсуждения в отдельной статье).

Оборачиваемость активов - выручка от реализации, деленная на сумму активов.
Соответственно, показатель тем выше, чем выше объем реализации, цены на продукции или же ниже величина активов.
Следовательно, если мы имеем отрицательную динамику объема продаж, нам необходимо сосредоточить усилия на маркетинговой работе, продвижению продукции, ассортиментной политике, стратегии ценообразования, системе сбыта.
С другой стороны, если увеличивается величина активов, снизить ее возможно либо уменьшая оборотные средства, либо снижая стоимость постоянных активов. Для этих целей возможно проанализировать эффективность использования оборудования, и либо задействовать простаивающее оборудование, либо продать его или сдать в аренду. Также хорошие результаты дает анализ и поиск возможностей для снижения запасов сырья, материалов, а также готовой продукции и незавершенного производства. Кроме того, необходимо стремится к уменьшению дебиторской задолженности, оптимизировать систему отсрочки платежей.

Пример. На предприятии, которое производит аксессуары для швейной промышленности, был проведен финансовый анализ основных показателей. Показатель рентабельность активов на протяжении последних 2 лет стал снижаться, хотя до этого такого не происходило. Анализ показывал, что причиной ухудшения показателя "рентабельность активов" стало снижение показателя рентабельности продаж. Анализ данного показателя показал, что 2 года назад было принято решение о необходимости расширения ассортимента, при этом доля наиболее рентабельной позиции сильно сократилась, что неминуемо отразилось на общем показателе рентабельности. А небольшой объем выпуска новых наименований привел к тому, что сделал их рентабельность очень низкой. Для исправления ситуации был проведен детальный ассортиментный анализ и оптимизирована структура ассортимента. Это позволило повысить рентабельность продаж на 5 процентных пунктов.

Как видно из примера, одной из возможных причин снижения рентабельности могут быть ошибки в ассортиментной политике. Для того чтобы их обнаружить, необходимо рассчитать себестоимость и рентабельность каждого наименования продукции. Это возможно сделать, если использовать методику расчета себестоимости, предполагающую разделение всех издержек на переменные и постоянные.
Такое деление издержек само по себе представляет определенную трудность и не является обязательным в бухгалтерском учете. Однако, для управленческого учета данное деление необходимо, чтобы провести полноценный финансовый анализ.

Итак, для анализа издержки обязательно следует разделять на 2 основные категории:

1. Постоянные и переменные. Принцип классификации - изменяются ли издержки при изменении объемов производства
Такое разделение издержек используется для анализа безубыточности и оптимизации структуры ассортимента.

Постоянные издержки (накладные расходы) - не зависят от изменения объема производства.
Основные статьи затрат:
- административные и хозяйственные расходы
- заработная плата административно-управленческого персонала
- арендная плата
- налог на имущество

Переменные издержки зависят от объема производства.
Основные статьи затрат:
- прямые материальные затраты (сырье, материалы, полуфабрикаты)
- заработная плата основных производственных рабочих сдельная
- электроэнергия и вода на электроснабжение и водоснабжение оборудования

2. Прямые и косвенные. Принцип классификации - относятся ли издержки напрямую на определенный вид продукции.

Прямые затраты - это затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могут быть непосредственно отнесены.
Основные статьи прямых затрат:
- сырье и основные материалы
- покупные изделия и полуфабрикаты
- основная заработная плата производственных рабочих
- электроэнергия для энергоснабжения оборудования

Косвенные затраты - это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции. Эти затраты относятся на каждый вид продукции согласно принятой базе.
Основные статьи косвенных затрат:
- общецеховые расходы
- общезаводские затраты
- часть непроизводственных (коммерческих) расходов

Прямые и косвенные издержки могут быть как постоянными (не зависящими от объема производства), так и переменными (пропорциональными изменению объемов производства).
И наоборот, постоянные и переменные издержки могут быть как прямыми (относится к одному виду продукции), так и косвенными (распределятся по видам продукции пропорционально какой либо базе).

Постоянные издержки Переменные издержки
Прямые издержки - Амортизация производственных станков
- Зарплата основного производственного персонала (часть заработной платы, которая выплачивается независимо от выработки)
- Сырье и материалы
- Комиссионные торговых агентов по продаже определенных видов продукции
Косвенные издержки - Амортизация станков вспомогательного производства
- Зарплата административно-управленческого персонала
- Теплоэнергия для отопления
- Оплата услуг связи

- Транспортные расходы
- Электроэнергия для энергоснабжения основного производственного оборудования
-Электроэнергия для станков вспомогательного производства


Распределение накладных расходов по видам продукции может осуществляться пропорционально:
- заработной плате основных производственных рабочих (накладные расходы относятся на каждый вид продукции в тех же долях, в каких распределяется совокупный фонд заработной платы основных производственных рабочих по видам продукции);
- по машинному времени (накладные расходы относятся на каждый вид продукции в тех же долях, в каких распределен между видами продукции совокупный фонд машинного времени);
- по доле в объеме реализации (накладные расходы распределятся между видами продукции в тех же долях, какие занимают объемы производства каждого вида продукции в натуральном исчислении (штуки, единицы, килограммы и т.д.) в общем объеме производства);
- по прямым издержкам (накладные расходы распределяются между видами продукции в тех же долях в каких распределяются совокупные прямые издержки между видами продукции (доля прямых издержек данного вида продукции в совокупных прямых издержках).
Выбор базы распределения накладных расходов достаточно сложный момент и от правильно выбора будут зависеть результаты анализа (так как при разных базах распределения получаются разные показатели рентабельности). Однако, не существует каких-либо нормативов согласно которым можно было бы выбрать базу распределения. В каждом конкретном случае необходимо принимать решение отдельно, учитывая все особенности конкретного предприятия.
Чаще всего в качестве базы распределения используется заработная плата основных производственных рабочих. Она вполне приемлема при высокой трудоемкости производственных процессов и малой доле накладных расходов в общих издержках. Однако, если доля труда мала (менее 10%), а накладные расходы высоки (более 30%) лучше использовать другие базы распределения. В любом случае статья затрат выбранная в качестве базы распределения накладных расходов должна быть достаточно весомой в структуре общих затрат.

Деление издержек на постоянные и переменные используется при анализе безубыточности, для прогнозирования прибыли.

Точка безубыточности (самоокупаемости) - это величина объема продаж, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки (постоянные и переменные), не получая прибыли.
Объем продаж в стоимостном выражении в точке безубыточности равен сумме постоянных затрат и переменных затрат в точке безубыточности.
Точка безубыточности позволяет определить, за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельность продаж.

Точка безубыточности (в стоимостном выражении) = постоянные затраты + (1 - Переменные затраты/ Выручка)

Точка безубыточности (в натуральном выражении) = постоянные затраты/ маржинальный доход на единицу продукции = постоянные затраты/ ((выручка - переменные затраты)/реализация в натуральном выражении)

Пример.
Реализация составляет 2000 шт * 100руб. = 200000 руб
Переменные затраты 2000шт.* 50 руб. = 100000 руб.
Постоянные затраты = 60000 руб.
Итого затраты = 160000 руб.
Прибыль = 40000 руб.

1 способ: Точка безубыточности = 60000/ 1 - 100000/200000 = 120000 руб.
Или 120000 руб./100шт.= 1200 шт.
2 способ: Точка безубыточности = 60000/ (200000 - 100000)/2000 = 1200 шт.

Итак, чтобы повысить прибыльность бизнеса необходимо либо повысить доходы (объем продаж) либо снизить расходы (себестоимость). Расчет себестоимости и безубыточности позволяет понять тот порог ниже которого бизнес перестает быть эффективным.

Также хороший материал для анализа дает рассмотрение динамики каждой статьи расходов и расчет таких показателей как вклад на покрытие, операционный рычаг и других. Об этом - речь в нашей следующей статье.

 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru