О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»
ЛОГИСТИКА - С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Пустынникова Ю.М.
«Офисфайл» № 65 июнь 2004

В последние несколько лет интерес менеджеров и собственников бизнеса к логистике неуклонно растет. Многие ищут в ней источник для очередного витка развития бизнеса, некоторые воспринимают как панацею, но большинство просто стремится понять, что стоит за этим словом и можно ли это как-то применить в их компании. Современное понимание логистики предполагает довольно широкую трактовку: под логистикой понимают «планирование, организацию и контроль всех видов деятельности по перемещению и складированию, обеспечивающих прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления» (Барлоу, цит. по Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев «Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры», Москва, Инфра-М, 2002), а вовсе не «растаможку» или ведение складского хозяйства, как думают многие. Основная цель логистики заключается в том, чтобы нужный продукт необходимого качества был доставлен нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время и в нужное место от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат. Таким образом, логистика фактически затрагивает все системы организации и требует высокой отлаженности всех внутренних и внешних процессов организации. Исходя из семи точек контроля, обозначенных в цели, логистика затрагивает:

•  Продукт – важно, из какого сырья производится продукт, как быстро и насколько ритмично это сырье поставляется, какова скорость и ритмичность собственно производства, насколько оптимальны с точки зрения затрат производственные процессы. Как оптимально выбрать поставщика.

•  Качество - насколько устойчиво качество продукта, какие требования оно предъявляет к транспортировке и хранению (например скоропортящиеся грузы, хрупкие грузы, грузы, требующие соблюдения жесткого температурного режима и т.п.)

•  Количество – соответствуют ли возможности компании спросу на рынке, может ли она обеспечить своих клиентов необходимым количеством товара, каковы возможные количественные потери при хранении и транспортировке, какими партиями выгоднее поставлять товар (соотнесение издержек на хранение и транспортировку с потребностями рынка, учет оборачиваемости и т.д.)

•  Стоимость – каким образом и за счет чего можно минимизировать издержки на пути от производителя сырья до потребителя конечного продукта, на каждом этапе прохождения товара по логистической цепочке.

•  Потребитель – каким образом удобнее всего и выгоднее всего организовать процесс доведения продукта до его конечного потребителя: как сделать так, чтобы товар пришел по адресу, через руки каких посредников должен пройти товар, чтобы издержки были минимальными и все пришло точно в срок». Как выбрать оптимальных перевозчика и посредника.

•  Время – как сделать так, чтобы общее время на прохождение товара было минимальным, как сделать так, чтобы это минимальное время было стабильным (срок доставки всегда один и тот же а не « в этот раз 7 дней, в следующий – 2 дня, а через раз – 10 дней»), какие препятствия могут встретиться в пути, как их избегать и как обходить быстрее всего при наименьших затратах, как, наконец, сделать так, чтобы товар приходил вовремя.

•  Место – и не только вовремя, но и в четко оговоренное место. Как хранить товар, как организовать склад, какие места отвести под какие товары, как потом быстро и точно товар найти, когда он понадобится и т.п. Как выбрать оптимальное место для организации и размещения склада, какие перевалочные пункты выбрать при транспортировке.

Надо всем этим «нависает» стратегия предприятия, она, скажем так, определяет «направление логистической мысли», определяет цели логистической оптимизации. В зависимости от того, придерживается предприятие стратегии дифференциации, лидерства по затратам, фокусирования или диверсификации, логистическая система будет ориентированна соответственно либо на поддержание уникальности предприятия, например в области обслуживания клиентов за счет предоставления особых услуг, либо на снижение логистических затрат по всей цепи поставок, либо на лучшем удовлетворении потребностей определенной группы потребителей или же на поддержание и согласование всех видов бизнеса компании (если их несколько).

К основными функциональными блоками логистики на предприятии относят:

•  Организацию обслуживания потребителей
•  Управление запасами
•  Организацию снабжения закупок и производства
•  Транспортное обеспечение логистики
•  Упаковку и маркировку грузов
•  Организацию складской деятельности и технологического процесса на складе
•  Организацию сбыта продукции
•  Организацию распределения продукции

Из всего выше сказанного становится очевидно, насколько интегрированный характер носит логистическая деятельность и насколько далеко «простираются ее границы». Не менее очевидным становится и то, что организация системной логистической работы даже на небольшом предприятии требует от организации больших организационных затрат, а подчас и глобальной перестройки, что влечет за собой на первом этапе значительные финансовые затраты. Не каждому предприятию такое под силу. Но это не значит, что с идеей построения логистической системы в компании следует расстаться. В настоящей статье мы постараемся осветить те первые шаги, которые может осуществить даже небольшое предприятие на пути к глобальной оптимизации своей логистики. Тем более, что для руководителей большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известные смотря на то, что как правило методы эти используются лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции.

Консультанты по организационному развитию советуют: начинайте организационные изменения с небольших, крайне актуальных и практически гарантирующих видимый успех (пусть и локальный) изменений. Этот совет полностью применим к ситуации, когда компания начинает налаживать у себя логистику. Как правило, болевыми точками являются склад и транспорт – не случайно обывательское представление о логистике ими начинается и ими же заканчивается. Но для первых шагов «наведения порядка» в этих двух областях уже будет достаточно.

Склад как одежный шкаф

Для того, чтобы разобраться в вопросах складского хозяйства мы будем использовать бытовые метафоры – так будет проще понять и запомнить основные приемы ведения складского хозяйства и его «контрольные точки».

Начнем с расположения склада. Место для организации склада готовой продукции должно быть выбрано так, чтобы на него было удобно поставлять продукцию: не очень далеко от производства (если у вас собственное производство), иметь удобные подъездные пути и располагаться в пределах досягаемости клиентов, особенно если вы практикуете самовывоз. Особенно удобно, если отдел продаж и склад находятся в непосредственной близости – это сильно облегчает жизнь и вам, и вашим клиентам. Равно как и склад сырья лучше всего организовывать непосредственно при производстве. Иными словами, вы же не будете устанавливать свой одежный шкаф в квартире у соседа или у вашей бабушки, живущей на другом конце города. При выборе складского помещения следует также учитывать вопрос стоимости аренды (или покупки) помещения: вам ведь не придет в голову хранить старые поношенные вещи в шкафу 18-го века, выполненного из красного дерева с перламутровой инкрустацией. Затраты на организацию склада должны окупаться. Также склад должен давать возможность организовать требуемые условия хранения с наименьшими затратами, иначе либо товар пострадает, либо его себестоимость взлетит до небес.

Далее, склад должен быть специализирован по продукции, так как товар с различными физико-химическими свойствами, как правило, требует различных режимов хранения. Да и дома вы ведь не поставите бытовую химию на одну полку с мукой и крупами. Так, для пластика повышенная влажность до определенного предела не страшна, а вот для бумаги влажность – это критично. Во всяком случае, товары, требующие различных условий хранения, должны быть расположены в различных частях склада. Очевидно также, что следует сделать все возможное для исключения возможности хищения.

При организации складского пространства необходимо хорошенько продумать размещение полок и стеллажей: они должны соответствовать объемам и размерам размещаемой на них продукции, а также характеру и объему выполняемых технологических операций. Товар должен помещаться на полках, одновременно пустое «нерабочее» пространство на них должно быть минимизировано. Идеально, если высота полок на вашем складе может быть отрегулирована. В общем, для шуб и пальто в шкафу должно быть свое место, а для носков и носовых платков – свое. Проходы на складе должны быть достаточно широкими для беспрепятственного перемещения грузов, но при их расчете не следует забывать об экономии складской площади и не планировать лишнего.

«Отдельная песня» - это привязка товара к месту, особенно это сложно сделать на складах с высокой оборачиваемостью, «плавающим» или постоянно меняющимся ассортиментом, какие часто встречаются у компаний, торгующих канцелярской продукцией и другими товарами для жизнеобеспечения офиса. В любом случае склад необходимо разметить на места, и каждому месту присвоить буквенно-цифровой код – это упростит поиск нужного места на складе. Затем важно продумать привязку «товар-место». Здесь, прежде всего, следует определиться, у каких товаров или товарных групп какая оборачиваемость. Для товаров с высокой должны быть отведены места, максимально приближенные к месту выдачи. Для товаров, которые закупаются крупными партиями, а продаются небольшими, но постоянно, можно оборудовать «оперативный склад», куда помещать «дневной запас» товара, а основной массив партии хранить в более удаленном месте.

За складскими местами следует заранее закрепить товар или группу товаров. Так, например, места с А1 по С10 могут быть закреплены за бумагой для принтеров, при этом места А1, В1, С1, А2, В2 и С2 будут закреплены за маркой Х, а места В2, С2, А3, и В3 – за маркой Y , совпадающие ячейки дадут вам возможность маневра: когда Х будет продан и поступит новая партия Y , места В2 и С2 не будут пустовать, как было бы в случае с жестким закреплением ячеек. Общая идея состоит в том, что жестко фиксируется лишь часть складских мест (это позволяет вам и вашим складским работникам запомнить, «где что лежит» и быстро ориентироваться на складе), часть же ячеек сделать «плавающими», что обеспечит возможность перемещать товар, «уплотнять» его и т.д.

Товары с ограниченным сроком годности лучше хранить отдельно, особенно если склад у вас не большой и компьютерной программой складского учета не оснащен. В этом случае отдельное хранение таких товаров – единственно возможный способ не «забыть» о сроке годности товаров и не начать отпускать более «свежий» товар, до того как распродана предыдущая партия, а также своевременно информировать продажи о том, что отдельные товары требуют немедленной реализации.

В случае, если ваш поставщик пакует продукцию в одинаковые с виду коробки (белые с логотипом или коричневые с небольшими этикетками, которые нужно долго разглядывать, чтобы понять, что внутри), имеет смысл наладить процесс цветового маркирования продукции еще на этапе ее приемки. Крупные цветные наклейки с артикулом и названием товара позволят вашим складским работникам быстрее находить товар и снизить процент пересортицы при сборе заказов. Лучше, чтобы такая маркировка делалась на нескольких сторонах коробки, чтобы возможность перепутать стоящую «не тем боком» коробку была сведена к минимуму.

И, конечно же, необходимо организовать аккуратный учет продукции на складе. Автоматизированная система, особенно если это сетевая версия, в которой данные о продажах и резервировании продукции поступают на склад, а данные об отгрузках – в продажи, позволяет снизить ошибки в ведении складского учета. Но любой автоматизированный учет лучше подкреплять бумажным, или хотя бы регулярно проводить резервирование – никто не застрахован от «падения базы» и прочих компьютерных неприятностей. Бумажный же складской учет предполагает ведение карточек товара вручную, что весьма трудоемко, но для маленького склада или склада с небольшой номенклатурой, терпимо. Также необходимо регулярно проводить инвентаризацию и снимать складские остатки, иначе ваш склад очень быстро превратится в былинный лес, где не известно, где лежат товары и в каком количестве. На таком складе рачительные кладовщики начинают хранить старые резиновые сапоги, сломанные зонтики и наливочку с мухами – авось да пригодится, ну и ясное дело такой склад постоянно нашептывает своим сотрудникам: «Возьми это, никто ведь не хватится, не робей, возьми...».

А теперь послушаем начальника транспортного цеха...

С транспортом, как ни странно, в отношении первых шагов все гораздо проще, чем со складом. Первое и главное, что нужно сделать, это наладить диспетчирование вашего транспорта. При этом желательно, чтобы диспетчер не подчинялся «начальнику транспортного цеха», иначе график работы водителей будет выстроен так, чтобы было удобно водителям, а не компании, и уж тем более не клиентам. Многие возлагают функции диспетчерской на административный отдел или АХО. Задача диспетчера – собирать заявки на транспорт с других отделов (производства, продаж, закупок) и основываясь на них выстраивать график поездок для гаража. Здесь есть два тонких момента. Во-первых, необходимо переучить всех сотрудников обращаться к гаражу не напрямую, а через диспетчера, причем по, желательно, посредством письменных, а не устных заявок. Во-вторых, для того, чтобы диспетчер мог правильно выделять машины под конкретные задачи и правильно рассчитывать время поездки, либо диспетчером должен быть опытный человек, знакомый с подобной работой, либо нужно провести значительную предварительную работу. В частности, необходимо выяснить реальные объем и грузоподъемность машин, которыми вы располагаете, а также замерить время на основные постоянные маршруты, выполняемые в вашей компании. При этом желательно, чтобы диспетчер съездил по этим маршрутам вместе с водителем, чтобы тот по дороге куда-нибудь не «заехал», тем самым, увеличивая себе норму и «выкраивая» возможность «полевачить» в рабочее время за деньги компании.

Как видим, даже первые небольшие шаги по направлению к логистическому управлению требуют от компании проведения большой организационной работой, а ведь мы даже не касались такой темы как оптимизация бизнес-процессов, постановки менеджмента качества и тому подобных страшных вещей. И все же игра стоит свеч, ведь логистика позволяет предприятию снизить издержки (а значит, и увеличить прибыль) на 30-70%!!! Разве это не достойная цель, чтобы ради нее постараться?
 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru