О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»

КАК СДЕЛАТЬ КЛИЕНТА ПОСТОЯННЫМ?
Скриптунова Е., Тарелкина Т.
"Ателье", № 7, 2001.


"Женщина в шикарной шубе заходит в дорогой бутик, продавец сразу обращает на нее внимание и радушно приветствует ее: "Здравствуйте! Что бы Вы хотели приобрести, могу я Вам чем-то помочь?". Женщина очень смущенно отвечает: "Дело в том, что я так к Вам так торопилась, что оставила дома кошелек …(продавец отходит от нее с равнодушным видом)…, но я позвонила мужу он уже везет мой кошелек". Продавец разворачивается к ней с улыбкой и распростертыми объятьями: "И снова здравствуйте!"
(Анекдот)

"И какова же мораль?"
В свете нашей темы ее здесь очень много, причем очень разной:
- как привлечь клиента, или почти всё. Но почему-то не делаем или делаем искусственно, или как в анекдоте. Правда есть приятные исключения и их становится все больше и больше;
- Такое ощущение, что в этом бутике, что-то не доработали:
либо в подборе персонала (личностные особенности), либо не работает система моральной и материальной стимуляции сотрудников (стандарты обслуживания есть, но не работают), либо маркетинговая стратегия (в своей формулировке) направлена на увеличение объема продаж, а не на завоевание лояльности клиентов (такого отношения, не заслуживает ни один клиент, тем более целевой клиент - "священная корова" любого бизнеса);
- Да, и самое первое впечатление, что приехала шуба, а не человек. Причем шуба какая-то нестандартная, без кошелька. И зачем она без кошелька здесь нужна. Ходит чего-то смотрит, не дай бог начнет чего-то спрашивать, трать на нее свое драгоценное время и нервы… Еще очень много можно вынести из этого анекдота, но остановимся пока, на выше перечисленном.


Итак, наша тема звучит "Как сделать клиента постоянным?", то есть это уже клиент, который периодически у нас что-то покупает, и мы хотели бы его сохранить, приворожить, чтобы он приходил к нам почаще и покупал побольше. Значит всю предварительную работу по тому, чтобы из "мимо на работу пробегал", он стал клиентом, мы сделали. Или нет?
Существует пять ступеней превращения просто человека в постоянного клиента, с которым так хочется "дружить вечно":
1. Потенциальные покупатели - люди, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы покупать именно у Вас;
2. Посетители - люди, которые, по крайней мере, однажды побывали в вашей фирме (магазине / ателье);
3. Покупатели - те, кто приобрел одно или несколько изделий (воспользовались одной или несколькими услугами) вашей фирмы;
4. Клиенты - люди, регулярно покупающие Ваши товары или пользующиеся услугами;
5. Приверженцы - те, кто всем рассказывают, какая прекрасная у Вас фирма.

Есть замечательная книга (см. список литературы внизу), где подробно и с примерами прописано, как переводить клиента со ступеньки на ступеньку, что для него важно, на что он обращает внимание, ну и конечно на что ловится (т.е. чего он хочет, что для него важно, на что он обращает внимание). Здесь будут основы основ и то, что вы можете начать применять сразу (если захотите).

Начнем с самого, самого начала: собралась группа людей и решила, а не заняться ли нам чем-нибудь. У них есть два пути: делать то, что они умеют и потом ломать голову кому и как же это сбыть или понять, кто наш клиент, какие у него потребности и строить свою работу, опираясь на них.
Например, для ателье базовая потребность любого клиента - "главное, чтобы костюмчик сидел". То есть, был пошит именно на него и подчеркивал его индивидуальность (по мере возможности его возможностей), качество клиентом при этом подразумевается априори ("это же индивидуальный пошив, а не штамповка"). Соответственно в зависимости от уровня качества, которое мы можем предложить и на какие возможности клиента ориентируемся, мы находим свою нишу.

Теперь наша задача обратить на себя внимание потенциальных покупателей: Внешний вид и оформление - лицом Вашего ателье/магазина служат витрины, относитесь к ним, как к "немым продавцам". Они создают Ваш образ, имидж, еще до того, как покупатель придет к Вам. Они говорят ему, кто Вы и что продаете / предлагаете. О рекламе написано много и возможно, уже сложно ориентироваться во всем потоке информации. Дело в том, что и много времени прошло, и часть этой информации устарела, часть не подходит для Вашего бизнеса. Необходимо выбрать наиболее эффективную рекламу, отражающую и подчеркивающую теперь уже индивидуальность Вашей фирмы. В качестве самой простой и "работающей" лакмусовой бумажки - проведите 2-3 эксперимента: покажите свой рекламный лист или буклет кому-то кто не работает у Вас и не является Вашим родственником или другом, закройте название Вашей фирмы. Если человек, скажет, что это обыкновенная, стандартная, ничем не примечательная реклама или назовет в качестве автора рекламы Вашего конкурента, то срочно выкиньте ее и с новыми силами возьмитесь за разработку ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ.

Говорят, что первое впечатление о чем- или ком-либо у человека складывается за первые 8 секунд. Что можно увидеть за 8 секунд, войдя в ателье? Отловить на уровне ощущений - все: дизайн помещения и внешний вид сотрудников, это само собой разумеется, а еще отношение к клиентам, отношения сотрудников между собой, общая атмосфера. Как:
- Обратили ли на него внимание: встретили, улыбнулись, вызвали портного, либо предложили чуть-чуть подождать, посмотреть журналы, образцы материи; или приемщица занимается бумажками, разговаривает по телефону и не обращает на человека внимания, ждет, когда сам соизволит подойти.
- Взаимодействие между сотрудниками: слаженность действий, обращение друг к другу, отношения, уважение, помощь в сложной ситуации и т.д. Скажете, что это не возможно? На уровне ощущений возможно. Если по каким-то причинам человеку приходится долго ждать, а журналы и материалы кончились (или не интересны), он начинает наблюдать, как у Вас все устроено, всю Вашу кухню - ему заняться больше не чем (тогда все выше перечисленное становится осознанным).
Кстати "самым ценным товаром нашего времени является время", оно может стать дополнительной услугой к Вашей основной деятельности, усиливая привлекательность фирмы для клиента. Тем более, что это экономия не только времени Вашего клиента, но и Вашего. Также это говорит о том, насколько Вы цените и уважаете своего клиента и себя тоже.
Внешний вид, имидж сотрудников играет большую роль, как для первого впечатления (приятное впечатление; соответствие имиджа сотрудника имиджу организации), так и в его соответствии содержанию деятельности сотрудника. Захотите ли Вы, например, сесть в кресло к парикмахеру, у которого на голове "черт знает что", а не прическа, наверняка Вас посетят сомнения в его профессионализме.
Знание товара / услуги - компетентность персонала - выход за рамки ответственности. Как часто, будучи клиентом, Вам приходилось слышать в ответ на Ваш вопрос: "Нет, я не знаю", "Это не в моей компетенции". Вспомните, что Вы при этом чувствовали? Клиент хочет и имеет право на информацию, причем достоверную, иначе Вы его больше не увидите. Этот фактор важен при общении с любым из выше перечисленных клиентов, но особенную проверку на прочность, Вам придется пройти при общении с "Посетителем". Он еще ничего не купил, а только примеривается, все оценивает и очень критичен. Ваши знания, умение общаться с клиентами и работать с возражениями клиента могут превратить этого скептика в Вашего "Покупателя". Все зависит от Вас. Также очень важен вопрос компетенции, если сотрудник чего-то не знает, то его задача - передать клиента "из рук в руки" сотруднику, который обладает необходимыми знаниями и полномочиями или пообещать найти информацию к следующей встрече и выполнить обещание. Видя каждого нового клиента, помните - "у Вас не будет второй возможности произвести первое впечатление".

ГЛАВНОЕ: КАЖДЫЙ ВАШ КЛИЕНТ - ЛИЧНОТСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ОСОБЕННЫЙ

Он хочет, чтобы на него обращали внимание, улыбались, обращались к нему лично и называли по имени (если есть информация), слушали его и отвечали на его вопросы, уважали и т.д.

Именно потребность в признании является ключиком к сердцу клиента. Теперь перейдем к сильнодействующим средствам:
РАБОТА С ЖАЛОБАМИ КЛИЕНТОВ - бесценный источник информации по усовершенствованию вашей работы, возможность дать ему почувствовать себя особенным, приобретение новых клиентов и приверженцев. Как известно, легче и дешевле удовлетворить существующего клиента, чем привлечь нового. Клиенты, проблемы которых остались нерешенными, пойдут прямо к конкурентам, всю дорогу вспоминая Вас недобрым словом. Статистика:
- 91% недовольных клиентов никогда не обратятся снова к фирме-обидчику, и каждый из них поделится рассказом о своих бедах минимум с девятью другими людьми;
" 54-70% обращающихся с жалобами, снова воспользуются услугами фирмы, если их жалобы были успешно удовлетворены. Если же клиенты видят, что проблемы разрешаются быстро, эта цифра возрастает до 95%. Ключевой фактор - быстрота решения проблемы.

Технология работы с жалобами
1. Сдержать первое желание - поспорить.
2. Дать человеку выговориться (слушать человека, задавать уточняющие вопросы).
3. Понять чем вы можете помочь, задав вопрос: "Что я могу сделать, чтобы помочь Вашей беде?".
4. Предоставить варианты решения на выбор: или / или.
5. Поблагодарить клиента, за то, что помог исправить ситуацию

Большинство клиентов желает только справедливости и не более. Они просто хотят получить то, "за что заплатили", в самое кратчайшее время. Заботливое отношение и чуточку уважения значительно гасят сердитые чувства. Однако существует небольшой % жадных и неразумных жалобщиков. В этом случае вы должны принять решение: либо уступать требованиям клиентов, относясь к потерям, как к накладным расходам при ведении бизнеса, либо пострадать от их будущей недоброжелательности и ущерба для своей репутации.

Для того, чтобы управлять ожиданиями клиентов необходимо узнать, что думают Ваши клиенты относительно услуг в настоящие время, в этом Вам поможет ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ, ИССЛЕДОВАНИЙ. Нередко посторонний человек видит недостатки в том, что компания считает само собой разумеющимся. Вы пополните информацию о потребностях клиентов, о том, что у Вас получается хорошо, чем вы лучше конкурентов и в чем им удается перебежать Вам дорогу.

Сильно действуют "ОСОБЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ": клубы самых, самых; праздники, распродажи для самых любимых клиентов, особенные и эксклюзивные предложения и т.д. Это, как правило, используется для переведения "Клиентов" в "Приверженцев" и поддержание отношений с ними.

Для всех типов клиентов магическими являются слова:
- Бесплатно
- Распродажа
- Подарки

УДАЧИ!
P.S.: ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВСЕ ЭТО РАБОТАЛО НУЖНА УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И МАРКЕТИНГОВАЯ ПОДДРЖКА:
1). ПОНЯТЬ КТО НАШ КЛИЕНТ, ЕГО ПОТРЕБНОСТИ И ОЖИДАНИЯ
2). РАЗРАБОТАТЬ СТРАТЕГИЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ КЛИЕНТА
3). ОЗНАКОМИТЬ СОТРУДНИКОВ СО СТРАТЕГИЕЙ
4). ОБУЧАТЬ СОТРУДНИКОВ. ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СВОИХ СОТРУДНИКАХ, А ОНИ ПОЗАБОТЯТСЯ О ВАШИХ КЛИЕНТАХ.
5). РАЗРАБОТАТЬ И ВНЕДРИТЬ СИСТЕМУ МОТИВАЦИИ
6). УСТАНОВИТЬ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА В РАБОТЕ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ИХ ИСПОЛНЕНИЕ.

Литература:
1. М. Рафел, Н. Рафел "Как завоевать клиента". - СПб: Питер Пресс, 1996 (Серия "Бизнес без секретов").
2. Мерилин и Том Росс "Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг". - М.: "Агенство "ФАИР"", 1996.

 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru