О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ СТАТЬИПослать ссылку на эту статью
Подписаться на рассылку новых статей от «Аксима: Консалт»
ЧАС ПОТЕХИ В ТОРГОВОМ ДОМЕ
Рыжкова Т., Свиркова Е.
"Провиант", № 12, 2001.

"Среди душевных реальностей праздничность есть такая вещь в себе,
которую ни с чем другим на свете спутать невозможн"
Карой Кереньи

Приближается Новый год, этот замечательный праздник. Снег скрипит под ногами, белый, пушистый, или хлюпает, совсем не белый, - это неважно. Главное - он, праздник, со своими неизменными символами: елкой, разноцветными фонариками, игрушками, подарками, шампанским. И вот уже в офисах появляются небольшие елочки, заботливо наряжаемые сотрудницами, а в воздухе начинает витать неуловимый запах мандаринов.
Новый год наступает независимо от того, хотим мы этого или нет. Не считаются с нашими желаниями и обстоятельствами и другие праздники, которых не так уж и мало в жизни человека:
- личные праздники (день рождения, годовщина свадьбы, пополнение семейства и пр.);
- деловые или профессиональные (день рождения организации, важные для предприятия события, например, вручение награды, победа в конкурсе, завершение крупного проекта и т.д.);
- общественные (Новый год, 8 марта и др).
Праздники - это дань традиции, неизбежность в определенном смысле. Для многих руководителей приближение "торжественных дат", особенно Нового года, вызывает стойкое ощущение конца света. Сотрудники часами сидят с отсутствующим видом, губы их беззвучно шевелятся - это мучительно вспоминаются все адресаты поздравительных открыток, сувениров и подарков. Листы бумаги вместо милых сердцу руководителя квартальных планов и отчетов заполняются столбиками цифр, знаменующими предстоящие расходы на праздничный стол. Количество просьб об уходе с работы на два часа раньше растет в геометрической прогрессии - подарки ведь еще нужно купить…
Несомненно, можно применить репрессивно-карательные меры - и временное помешательство коллектива как рукой снимет. Но праздники приходят и уходят, а люди остаются. Гораздо лучше приложить усилия к тому, чтобы наступление торжества не только не оказало негативного влияния на функционирование вашей компании, но и послужило ей. Для этого необходимо выполнить всего три условия.
1. Подготовьтесь к празднику заранее. Если ваше подразделение обязано писать, к примеру, годовой отчет, пусть это событие не застает вас врасплох, подобно тому, как первый снег всегда несказанно удивляет работников коммунальных служб. Начните эту работу заранее, организуйте ее максимально эффективно. Так же следует поступить с любой другой плановой деятельностью. Если же в преддверии праздника на вас и ваших сотрудников обрушиваются действительно неожиданные задачи, нужно постараться решить их оперативно, справедливо распределяя нагрузку между сотрудниками. В этой ситуации очень важен личный пример руководителя. Если вы хотите, чтобы сотрудники вышли на работу 31 декабря, то и присутствие босса будет обязательным. В противном случае вам придется распрощаться с заработанным за все предыдущие годы авторитетом. И не жалейте слов благодарности своим преданным и высокосознательным подчиненным за ударную работу в предпраздничные дни - они обязательно это оценят.
Сложнее обстоят дела в тех компаниях, которые работают, невзирая на праздники. Им могут пригодиться следующие советы:
- проследите, чтобы формирование "новогодней смены" производилось справедливо, постарайтесь учесть все просьбы сотрудников;
- поручите менеджеру, выходящему в эту смену, устройство мини-празднования - пусть даже оно займет 5 минут (маленькая поздравительная речь с обязательным указанием на то, что руководство ценит "жертву" сотрудников; бокал шампанского или сока, небольшая закуска; раздача подарков). Если дело происходит в магазине - пусть к вам присоединятся покупатели, волею случая оказавшиеся вдали от своего праздничного стола;
- обсудите с начальством вопрос материального вознаграждения сотрудников, работающих в новогоднюю ночь. Деньги лучше вручить сотрудникам сразу после окончания смены.
2. Устройте праздник! В большинстве компаний "корпоративная" встреча Нового года является хорошей традицией. Если же ваша фирма пока не практикует такие "посиделки", или если способ их проведения вызывает негативные реакции сотрудников - самое время сломать стереотипы. Праздник должен вызывать положительные эмоции, развлекать людей, служить дополнительным мотиватором. В то же время праздник работает на организацию, ведь этот неформальный процесс можно использовать для формирования приверженности компании, для более тесного знакомства, сплочения коллектива, разрешения конфликтов или развития творчества. И что замечательно, во время праздника все эти цели достигаются одновременно, легко и непринужденно, поскольку общение происходит на уровне "человек-человек", а не "должность-должность". Конечно, должностные разграничения никуда не исчезают, они просто на время уходят в тень.
3. Дайте празднику спокойно завершиться. Совещание, назначенное на 3 января, вряд ли порадует своей плодотворностью. Не стоит "закручивать гайки" - производственный процесс гораздо быстрее наберет обороты, если угасшие реакции сотрудников будут включаться постепенно. Обяжите подчиненных накануне праздника составить список дел, к которым следует приступить в новом году, и положить его на середину стола. В первый рабочий день оповестите сотрудников о том, что на ближайшем совещании вы захотите выслушать их первоочередные планы. Ну, а через день-другой работа закипит полным ходом.
Итак, как же устроить настоящий праздник, который сотрудники вашей фирмы будут вспоминать с теплотой? Мы не будем вести речь о грандиозных праздниках, проводимых компаниями в шикарных отелях, ресторанах, и других престижных местах. Такие мероприятия всегда в первую очередь PR-акции, подчиняющиеся жестким требованиям к корпоративным торжествам. На их проведение работают целые отделы (или приглашенные фирмы), и их возможности ограничиваются лишь рамками выделенного бюджета.
Небольшая фирма также может поручить организацию праздника специальным фирмам-организаторам или самостоятельно "выйти в свет". Возможностей - огромное количество: можно покататься на теплоходе или выехать всем коллективом на природу, можно заказать командную стратегическую игру или устроить шоу с фейерверками и дискотекой, можно, на худой конец, сразиться в боулинг или выплеснуть накопившиеся эмоции в пейнтболе. Однако все перечисленные варианты имеют крупный недостаток - они требуют существенных финансовых вливаний. А ведь праздник меряется не столько потраченными деньгами, сколько удовольствием, доставленным его участникам. И в этом смысле даже самые скромные мероприятия, организованные "своими силами", способны поспорить с поражающими воображение празднествами.
Организовать праздник для большого предприятия труднее, чем для маленькой организации или отдела. Крупная фирма может объявить о праздничном конкурсе между подразделениями, провести выставку-конкурс рисунков детей сотрудников (или самих сотрудников), устроить бал-маскарад или организовать "смотр художественной самодеятельности". В рамках последнего пункта вполне реально реализовать все творческие способности сотрудников: внутрифирменный КВН, постановка небольших юмористических пьесок или конкурс на самую лучшую песню о компании справятся с этим как нельзя лучше, причем уже в процессе репетиций сотрудники получат массу положительных эмоций. Только не забудьте о том, что:
- о таких мероприятиях следует объявлять заранее, чтобы у людей было время на подготовку;
- неформальная обстановка является главным условием успешного празднования;
- награды могут не быть дорогими, но обязаны быть привлекательными и интересными.
Организация праздника в небольшой компании проще, т.к. меньше количество сотрудников, которых необходимо "охватить", но и сложнее, поскольку зрителей почти нет и коллектив будет развлекать себя сам. Сделать праздник интересным, веселым для всех и при этом управлять процессом, следуя поставленным целям, помогут разные игры и конкурсы, которых придумано достаточно много. Не стоит думать, что "мои сотрудники - люди серьезные, не согласятся они на детские забавы". Большинство людей с упоением включаются в хорошо организованное игровое действо. Игра делает человека более свободным, ведь в ней стираются границы между людьми, она позволяет вспомнить детство, наконец, в игре не страшно сделать ошибку - ничего плохого не произойдет.
Организацию праздника можно поручить кому-либо из сотрудников, например, идущему на повышение в должности, и посмотреть, как он организует процесс: каков будет сценарий, подготовка, будут ли учтены пожелания сотрудников, будут ли люди зевать и скучать, или же все будет динамично, весело, дружно. Сотрудник получит возможность проявить свои качества: от организаторских навыков и умения вести групповую работу до уровня конфликтности и способности к убеждению.
Конечно, для проведения фирменного праздника подойдет не всякая игра. Хорошие игры не только замечательно развлекают собравшихся, но и помогают сплотить коллектив, потренироваться в командном взаимодействии, развивают логику или воображение. Нужно только не забывать об основном условии - праздник удастся только в действительно неформальной обстановке (в игре человек расслабляется, раскрывается, а если он будет опасаться предстать в смешном или глупом виде, "да еще и при начальстве", то и игра получится скованная, с постоянной оглядкой на то, "как это выглядит"). Поэтому руководитель должен отказаться от соблазна поработать ведущим или посмотреть на игру в качестве болельщика - это сразу придаст ситуации вид экзамена.

Игра "По кочкам".
Участвуют две или более команд. На полу в виде дорожки раскладываются листы бумаги. Команда выстраивается в ряд, каждый игрок держит за пояс стоящего впереди. Задача: пройти по листам-"кочкам" через "болото". Обе ноги каждого участника должны все время стоять "на кочках". Ведущий следит за тем, чтобы игроки не наступали на пол - за это начисляются штрафные очки. Побеждает команда, потратившая на "переход" меньше всего времени (время меряется по последнему игроку) и набравшая минимум штрафных очков (очки можно перевести в штрафные секунды). Чем больше команда, тем сложнее задача. Руководитель может выбрать себе место во главе колонны (и посмотреть, как он управляет своим коллективом), или стать замыкающим (и оценить, способны ли его подчиненные добиться цели без его вмешательства).

Конкурс "согласованности действий".
Необходимы минимум две команды (большее количество приветствуется). Участники в каждой команде садятся на стулья, образуя круг. Ведущий зачитывает следующую инструкцию:
"Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю "четыре", то как можно быстрее должны встать четверо от каждой команды. Сесть они смогут только после того, как я скажу "спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга". Ведущий несколько раз называет командам разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине 1-2. В ходе выполнения задания ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять решение, как действовать. Побеждает команда, в которой большее количество раз встало нужное число человек. В конце игры все участники получают награду.

Конкурс пантомимы.
Играют две команды. Каждая команда задумывает слово, пословицу, фразу и придумывает, как изобразить ее без слов (жестами, мимикой, движениями) другой команде. Изображать может как один участник от команды, так и вся команда, например, разыгрывая задуманное в виде небольшой сценки.
В другом варианте этой игры задуманная фраза сообщается одному из игроков команды-соперника и он должен пантомимой изобразить ее своей команде.

Игра "Сказочный герой"
Количество участников до 10 человек. Каждый участник загадывает для сидящего справа от себя известного сказочного героя или персонажа из мультфильма, пишет загаданное слово на клеющимся листочке и приклеивает на лоб своего соседа. Задача - отгадать, что же написано на своем листочке. Причем человек видит надписи всех игроков, кроме своей. Отгадывание происходит следующим образом: все участники по очереди задают по одному наводящему вопросу. Например: это мультфильм/фильм/книга? Отечественный/зарубежный? Это животное? Мужского или женского пола? Ответом на вопрос могут быть только слова "да" и "нет". Отвечать может любой из игроков. Первый отгадавший награждается награду.

"Киндер-Сюрприз".
1-й этап: Соревнование: кто быстрее развернет обертку, съест шоколадное яйцо и соберет игрушку. Выигравшему - приз.
2-й этап: Все участники игры по кругу высказывают догадки, почему каждому из них досталась та или иная игрушка, какой прогноз на следующий год она может символизировать.

Розыгрывание подарков.
Эта игра - хороший способ обмена подарками в случае, если покупка подарков по принципу "каждый - каждому" грозит вылиться в солидную сумму. Каждый сотрудник покупает один хороший, но безадресный подарок (о сумме покупки можно договориться заранее) и упаковывает его. Далее подарки можно либо разыграть, либо, вспомнив детство, подвесить на веревку и срезать их с завязанными глазами.



 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru