|
|
Тренинги |
|
|
Тренинги - общая информация
Что такое тренинги
Список и содержание тренинговых программ
Консультативная программа "Управление
персоналом: обучение в действии"
Литература
Примеры проектов - тренинги
Тренинги - что это такое?
Эффективное построение процесса обучения зависит от соблюдения
определенной последовательности: установка - знания - навыки. Вначале
необходимо сформировать установку, заинтересовать участников предстоящими
занятиями. Формирование установки происходит с самого начала на весь
семинар и на каждую его часть, что позволяет поддерживать ее на оптимальном
уровне, на протяжении всего семинара. Формировать необходимые навыки
невозможно без соответствующих знаний. Поэтому следующий шаг - это
сбор информации, знаний. В такой форме обучения, как тренинги, знание
не спускается сверху, как единственно верное, а рождается при взаимодействии
участников семинара с тренером и друг с другом, учитывая их жизненный
и профессиональный опыт. Чем продуктивнее были пройдены первые шаги,
тем эффективнее идет процесс формирования навыков.
Тренинг-семинары позволяют получить большой
объем сконцентрированного знания за короткое время. Это знание легче
и глубже усваивается, чем при традиционной форме обучения, так как
это обучение основано на личном опыте участников, получаемом в ходе
семинара. Обучение через опыт выстраивается по схеме: опыт - анализ
- выводы - применение. На выходе участник получает знания и навыки,
которые может применять непосредственно на практике, так как обучение
происходило на моделировании реальных рабочих ситуаций конкретной
организации.
Наиболее наглядно эффективность такого вида обучения видна на графике
соотношения содержания (знаний) и динамики группы при различных формах
обучения.
|
Динамика
зависит от степени включенности участников в работу группы.
В традиционной форме обучения взаимоотношения преподавателя
и учеников выстраиваются по принципу субъект - объектных, т.е.
слушателям отводится пассивная роль, уровень динамики низкий.
Оптимальный уровень внимания в течение занятий поддерживать
сложно. Тренинговая форма обучения предполагает высокий уровень
динамики, который позволяет поддерживать группу в рабочем состоянии
в течение всего тренинг - семинара. |
Из графика видно, что высокий уровень
динамики является отличительной чертой психологических групп. Но эта
форма деятельности имеет иную направленность, ее суть - эмоциональные,
личностные изменения в человеке через процессы, происходящие в группе.
Динамика работы группы, оптимальный
уровень концентрации внимания, включенность участников в процесс обучения
зависят от соблюдения технологии проведения тренинга и от учета потребностей
участников семинара. Это обеспечивается за счет разнообразных методов
проведения тренинг-семинаров.
Существуют три основных вид организации работы на тренинге: работа
с группой, групповая работа и индивидуальная работа.
Работа с группой: тренер работает
со всей группой в целом, вся информация и все контакты сконцентрированы
на нем. Уровень активности группы средний, инициатива находится в
руках тренера.
Групповая работа: обсуждение вопросов
и обмен мнениями происходит вначале в малых группах, затем во время
представления и обсуждения результатов работы групп. Задача тренера
- организовать процесс обсуждения, дополнять и обобщать работу малых
групп (если это необходимо), подвести итог в целом. Активность малых
групп усиливает общую динамику группы.
Индивидуальная работа: участники
семинара в индивидуальном порядке выполняют, полученное задание. Оно
может быть направленно на продуцирование идей, прописывание личных
целей, самоанализ и т.д. Внимание участника переключается на себя,
свои мысли и чувства. Общая активность группы низкая. Баланс различных
форм методов обеспечивает оптимальный уровень активности группы в
течение всего семинара.
Также к отличительным чертам тренингов-семинаров
как активной формы обучения относятся учет потребностей взрослого
как ученика, тенденций в развитии организаций, тенденций в развитии
образования (методики преподавания), личностных особенностей обучающихся.
Учитывая специфику обучения взрослых
стоит помнить, что взрослые в отличие от детей:
- способны сами определять направление своего развития;
- не будут учиться, если не понимают, зачем им это нужно;
- имея практический опыт, взрослые ничего не принимают на веру;
- взрослые заинтересованы в немедленном применении изучаемого материала
на своей практике;
- взрослые лучше воспринимают любую информацию или рекомендации, когда
они даются в режиме «совета», а не «истины в последней инстанции»
и т.д.
|
|
|