О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
Фотоархив

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Тренинги  
 
Тренинги - общая информация
Что такое тренинги
Список и содержание тренинговых программ
Консультативная программа "Управление персоналом: обучение в действии"
Литература
Примеры проектов - тренинги

Тренинги - что это такое?


Эффективное построение процесса обучения
зависит от соблюдения определенной последовательности: установка - знания - навыки. Вначале необходимо сформировать установку, заинтересовать участников предстоящими занятиями. Формирование установки происходит с самого начала на весь семинар и на каждую его часть, что позволяет поддерживать ее на оптимальном уровне, на протяжении всего семинара. Формировать необходимые навыки невозможно без соответствующих знаний. Поэтому следующий шаг - это сбор информации, знаний. В такой форме обучения, как тренинги, знание не спускается сверху, как единственно верное, а рождается при взаимодействии участников семинара с тренером и друг с другом, учитывая их жизненный и профессиональный опыт. Чем продуктивнее были пройдены первые шаги, тем эффективнее идет процесс формирования навыков.

Тренинг-семинары позволяют получить большой объем сконцентрированного знания за короткое время. Это знание легче и глубже усваивается, чем при традиционной форме обучения, так как это обучение основано на личном опыте участников, получаемом в ходе семинара. Обучение через опыт выстраивается по схеме: опыт - анализ - выводы - применение. На выходе участник получает знания и навыки, которые может применять непосредственно на практике, так как обучение происходило на моделировании реальных рабочих ситуаций конкретной организации.
Наиболее наглядно эффективность такого вида обучения видна на графике соотношения содержания (знаний) и динамики группы при различных формах обучения.

Динамика зависит от степени включенности участников в работу группы. В традиционной форме обучения взаимоотношения преподавателя и учеников выстраиваются по принципу субъект - объектных, т.е. слушателям отводится пассивная роль, уровень динамики низкий. Оптимальный уровень внимания в течение занятий поддерживать сложно. Тренинговая форма обучения предполагает высокий уровень динамики, который позволяет поддерживать группу в рабочем состоянии в течение всего тренинг - семинара.

Из графика видно, что высокий уровень динамики является отличительной чертой психологических групп. Но эта форма деятельности имеет иную направленность, ее суть - эмоциональные, личностные изменения в человеке через процессы, происходящие в группе.
Динамика работы группы, оптимальный уровень концентрации внимания, включенность участников в процесс обучения зависят от соблюдения технологии проведения тренинга и от учета потребностей участников семинара. Это обеспечивается за счет разнообразных методов проведения тренинг-семинаров.


Существуют три основных вид организации работы на тренинге: работа с группой, групповая работа и индивидуальная работа.
Работа с группой: тренер работает со всей группой в целом, вся информация и все контакты сконцентрированы на нем. Уровень активности группы средний, инициатива находится в руках тренера.
Групповая работа: обсуждение вопросов и обмен мнениями происходит вначале в малых группах, затем во время представления и обсуждения результатов работы групп. Задача тренера - организовать процесс обсуждения, дополнять и обобщать работу малых групп (если это необходимо), подвести итог в целом. Активность малых групп усиливает общую динамику группы.
Индивидуальная работа: участники семинара в индивидуальном порядке выполняют, полученное задание. Оно может быть направленно на продуцирование идей, прописывание личных целей, самоанализ и т.д. Внимание участника переключается на себя, свои мысли и чувства. Общая активность группы низкая. Баланс различных форм методов обеспечивает оптимальный уровень активности группы в течение всего семинара.

Также к отличительным чертам тренингов-семинаров как активной формы обучения относятся учет потребностей взрослого как ученика, тенденций в развитии организаций, тенденций в развитии образования (методики преподавания), личностных особенностей обучающихся.
Учитывая специфику обучения взрослых стоит помнить, что взрослые в отличие от детей:
- способны сами определять направление своего развития;
- не будут учиться, если не понимают, зачем им это нужно;
- имея практический опыт, взрослые ничего не принимают на веру;
- взрослые заинтересованы в немедленном применении изучаемого материала на своей практике;
- взрослые лучше воспринимают любую информацию или рекомендации, когда они даются в режиме «совета», а не «истины в последней инстанции» и т.д.


 
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru