О компании

Главная страница сайта
История нашей организации
Основные проекты
Наша миссия
Наши принципы
Координаты
Персонал
Вакансии
Отзывы и благодарности
КСО
Презентация компании

 

Виды услуг
Консультирование
Исследования
Тренинги
 

Руководителю
Меню консалтинговых продуктов
Примеры проектов
Ответы на вопросы руководителей
 

Читальный зал
Наши статьи
Наши вестники
Наши тесты
Наши исследования
Рекомендуем почитать
Словарь консультанта
Фотоархив
 

Наши партнеры
Наши партнеры

english version карта сайта обратная связь

  Читальный зал  
 
НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование "Влияние профессиональных ценностей консультантов по организационному развитию на эффективность их деятельности"
Исследование "Портрет современной молодежи г .Зеленограда"
Исследование "Приобретение гаража. Некоторые особенности потребителей"
Исследование "Влияние единства профессиональных ценностей консультантов по ОР на успешность работы команды консультантов"
Исследование "Ценности профессиональной деятельности"
Исследование "Опрос на выставках"




ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диссертационное исследование Скриптуновой Е.А. "ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Выполнено в 1993 - 1996 годах.
Подробнее с данными исследования можно ознакомиться в тексте диссертации, которая защищена на кафедре "Психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы" Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ в июне 1996г
Эмпирическую базу исследования составили результаты неформализованного интервью 169 консультантов ОР (члены Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) и члены секции "Методологические и прикладные вопросы организационного развития" Российского психологического общества, а также независимые консультанты ОР; слушатели Школы консультантов по управлению и организационному развитию (ШКУ, Пригожин А.И.) слушатели семинара по организационному развитию (Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е.)); анализа литературных и документальных источников, выступлений консультантов ОР, включенного наблюдения за деятельностью консультантов ОР, самонаблюдения в процессе консультирования по организационному развитию; результаты экспериментального исследования 21 консультанта ОР.

В исследовании было конкретизировано понятие ценности профессиональной деятельности и на основе предшествующего анализа дано определение профессиональных ценностей консультационной деятельности.
Таким образом, профессиональные ценности консультационной деятельности в сфере развития организаций представляют собой некий идеал, выработанный профессиональным сообществом ОР-консультантов об атрибутах должного в профессии, с одной стороны, и обобщенные представления ОР-консультанта о целях его профессиональной деятельности, о том, что является благом, а что грехом в профессиональной деятельности, и о приемлимых способах достижения целей профессиональной деятельности, с другой стороны.

Экспериментальное исследование позволило выявить содержание и структуру профессиональных ценностей ОР-консультантов; выявить влияние различных факторов на структуру профессиональных ценностей ОР-консультантов; а также влияние профессиональных ценностей на различные показатели деятельности ОР-консультанта.
Выявленные профессиональные ценности ОР-консультантов мы классифицировали следующим образом:

1. Ценности, связанные с самим ОР-консультантом (самореализация, саморазвитие, раскрытие своего профессионального потенциала; принадлежность к определенному профессиональному кругу; обеспечение своего материального благосостояния).
2. Ценности, связанные с ответственностью за рост клиента, направленные на человека в организации (с одной стороны, направленные на профессионализм клиента - развития навыков решения проблем и управления процессом выполнения задач; развитие навыков межличностного общения; с другой стороны, направленные на изменение установок, ценностей, отношений клиента - развитие культуры мышления клиента; изменение в ценностях клиента; актуализация потенциальных возможностей клиента; самоопределение, самоосознание клиента в результате консультационного процесса).
3. Ценности, связанные с ответственностью консультанта за результаты проекта и организационные изменения , направленные на организацию (зарождение процесса изменений в организации; достижение хотя бы минимального конкретного результата; улучшение экономических и финансовых показателей деятельности клиента).
4. Ценности, связанные с ориентацией на взаимоотношения ( с одной стороны, взаимоотношений с клиентом - удовлетворенность клиента, сохранение с ним хороших отношений; с другой стороны, взаимоотношений с партнерами -консультантами - сохранение хороших взаимоотношений в консультационной команде).
Формирование системы профессиональных ценностей ОР-консультантов определяется двумя группами факторов:
1) Индивидуальными. Нами экспериментально изучены следующие факторы: опыт ОР-консультирования, позиция в консультативном проекте, образование и самоопределение ОР-консультанта (ориентация).
2) Надиндивидуальными - ценностями российской деловой культуры. Изучение данного аспекта не входило в задачи экспериментального исследования.

Как показывают результаты исследования,
по мере получения опыта ОР-консультирования происходит переосмысление деятельности (целей, критериев эффективности, необходимых результатов, адекватных ситуации методов). В результате меняются профессиональные ценности ОР-консультантов. По мере накопления опыта ОР-консультирования повышается значимость командных взаимоотношений; актуализации потенциальных возможностей клиентов в результате консультирования; и снижается значимость самореализации в профессиональной деятельности и значимость развития у клиента навыков решения проблем.
И, как следствие изменений в структуре профессиональных ценностей, повышается эффективность деятельности ОР-консультантов.
При изменении позиции в консультативном проекте с исполнительской и индивидуальной на руководящую, также происходит изменение в профессиональных ценностях. Значимость командных отношений для руководителей и исполнителей намного выше, чем для индивидуальных консультантов, в то время как принадлежность к профессиональному кругу, удовлетворенность клиента и отношения с ним, наоборот, более значимы для индивидуальных консультантов. При этом структура профессиональных ценностей ОР-консультанта зависит не столько от позиции в консультативном проекте, сколько от того, в команде или нет работает консультант. Руководители ориентированы прежде всего на результат, в то время как исполнители - на процесс.
При изменении в ориентации ОР-консультанта с "психологической" на "организационную" снижается направленность на удовлетворенность клиента и на самореализацию.
Сравнивая эффективность деятельности и ориентацию, мы обнаружили, что наиболее эффективны "организационно" ориентированные ОР-консультанты с психологическим образованием, а наименее эффективна группа "психологически" ориентированных ОР-консультантов. Таким образом, для успешности в ОР-консультировании необходимо психологическое образование и, в то же время, максимальной эффективности можно добиться только ориентируясь в консультировании в целом на организацию, а не только на ее психологическую составляющую.
Таким образом, структура и содержание профессиональных ценностей ОР-консультантов зависит от многих факторов: в том числе, от опыта ОР-консультирования; от позиции в консультативном проекте; от ориентации в ОР-консультировании; от базового образования.
В то же время обнаружилось, что существуют определенные инварианты в профессиональных ценностях ОР-консультантов, которые не зависят ни от каких перечисленных факторов. К таким профессиональным ценностям относятся зарождение процесса изменений в организации в результате консультационного процесса (высокая значимость), развитие навыков межличностного общения (низкая значимость). Причина тому может заключаться в идентификации специалиста с профессией, представлении о ее сути. Другими словами, экспериментальное исследование подтвердило, что в профессиональном сообществе начали складываться единые профессиональные ценности, однако этот процесс только начинается.
Определенная структура и содержание профессиональных ценностей ОР-консультантов в свою очередь влияет на эффективность их деятельности (см. приложение 1). Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1) Четко сложившаяся структура профессиональных ценностей ОР-консультанта является одним из факторов эффективности его деятельности.
2) По мере увеличения эффективности деятельности ОР-консультанта значимость самореализации (направленность на себя) перемещается на значимость потребностей клиента (направленность на клиента).
3) Существует зависимость между уровнем эффективности ОР-консультанта и значимостью профессиональных ценностей, связанных с ответственностью за результаты проекта (достижение конкретного результата и улучшение экономических и финансовых показателей клиента).
4) Чем более эффективен ОР-консультант, тем более для него значимы хорошие взаимоотношения в консультативной команде.
Эксперимент показал, что максимально влияют на эффективность деятельности ОР-консультанта высокое развитие у него организаторских способностей, социальный статус (в том числе среди коллег) и высокие коммуникативные навыки (см. рис.1).

Рис.1
Рис.1 Зависимость эффективности ОР-консультантов от развития у них профессиональных и личностных качеств.

Эти результаты могут говорить о том, что несформированность, неразвитость профессии ОР-консультанта обуславливает успех в деятельности прежде всего наличием организаторских способностей и социальным статусом, умением наладить свое дело и презентировать свою деятельность. Также немаловажное, хотя и чуть меньшее значение имеют коммуникативные качества, позволяющие налаживать отношения с клиентом.

Приложение 1

Влияние профессиональных ценностей на эфффективность деятельности ОР-консультантов.

Профессиональные ценности ОР-консультантов
Вероятность предпочтения профессиональных ценнностей ОР-консультантов для каждой группы по эффективности
 
1
2
3
4
5
Самореализация, саморазвитие, раскрытие своего профессионального потенциала
0,28
0,48
0,5
0,68
1
Улучшение экономических и финансовых показателей деятельности клиента
0,51
0,58
0,44
0,28
0,62
Хорошие взаимоотношения в консультативной команде
0,8
0,57
0,66
0,38
0,23
Зарождение процесса изменений в результате консультативного процесса
0,74
0,78
0,71
0,64
0,85
Изменение в ценностях клиента в результате консультационного процесса
0,36
0,36
0,36
0,38
0,31
Достижение хотя бы минимального конкретного результата
0,49
0,75
0,68
0,41
0,77
Развитие у клиента навыков межличностного общения
0,28
0,12
0,38
0,31
0,54
Развитие у клиента навыков решения проблем и управления процессом выполнения задач
0,57
0,54
0,53
0,7
0,69
Актуализация потенциальных возможностей клиента
0,67
0,69
0,51
0,62
0,92
Самоопределение, самоосознание клиента
0,72
0,54
0,49
0,49
0,46
Развитие культуры мышления клиента
0,36
0,3
0,42
0,31
0,15
Обеспечение своего материального благосостояния
0,36
0,36
0,46
0,54
0,38
Удовлетворенность клиента, сохранение с ним хороших отношений
0,23
0,33
0,49
0,54
0,08
Принадлежность к определенному кругу, престижность профессии
0,08
0,23
0,27
0,38
0,31

При анализе полученных результатов были выявлены следующие зависимости (закономерности):

- По мере повышения эффективности деятельности ОР-консультанта для него снижается значимость самореализации, саморазвития, раскрытия своего профессионального потенциала в деятельности. Центр тяжести переносится со своего "Я" (в том числе и профессионального - средний коэффициент предпочтения по высокоэффективной группе самореализации и саморазвития составляет 0,28) на нужды и запросы клиента (зарождение процесса изменений - среднегрупповой коэффициент предпочтения у высокоэффективной группы равен 0,74; самоопределение и самоосознание клиента у высокоэффективной группы - 0,72; у малоэффективной и неэффективной групп соответственно - 0,49 и 0,46), и методы обеспечения этих запросов (в том числе путем повышения эффективности командной работы консультантов - хорошие взаимоотношения в консультативной команде выходят у группы высокой эффективности на первое место (среднегрупповой коэффициент предпочтения равен 0,8).

- У высокоэффективной, эффективной и среднеэффективной групп наблюдается наибольшая (соответственно коэффициент предпочтения равен 0,8; 0,57 и 0,66), по сравнению с малоэффективной и неэффективной группами (коэффициент предпочтения соответственно 0,38 и 0,23), значимость хороших отношений в консультативной команде (см. рис.3.7.). Признание важности командного подхода и согласованности в работе команды обеспечивает относительно высокий уровень эффективности ОР-консультантов.

- Устойчиво высокая вероятность предпочтения зарождения процесса изменений в организации в результате консультационного процесса наблюдается во всех группах по эффективности, что может свидетельствовать о наличии данной ценности у всего профессионального сообщества, вне зависимости от эффективности деятельности. Другими словами, в профессиональном сообществе ОР-консультантов существует определенная профессиональная ценность, которая является аттрибутом данной профессиональной общности. Также можно отметить такую профессиональную ценность, как актуализация потенциальных возможностей клиента, вероятность предпочтения которой выше среднего во всех группах по эффективности.


 
Яндекс.Метрика
© ООО "АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги", 2002 г.

Рисунок: Вараксина А. С.
http://www.horse.galactic.ru
Дизайн:Иванов А. В.
http://www.qdesnik.ru